Если вы планируете документальную фотографию

Прогнозируйте.
Ход многих событий можно предсказать. Часто заранее известно, кто будет участником события, где это будет происходить и когда. Исходя из этого, всегда можно попытаться спрогнозировать, что и кто может быть в кадре и каково будет основное действие. Планируйте иллюстрации так же, как вы планировали бы материал: ориентируйте фотографа на главное и обдумывайте вместе с ним необходимые детали. (Например, если вы собираетесь писать о детском празднике, то в кадре должны быть, во-первых, дети, во-вторых, наверное, их родители, а никак не местные начальники, которые этот праздник будут открывать.
На этом этапе фотожурналист, репортер и редактор должны работать вместе, наподобие того, как работают репортер и оператор на телевидении: визуальный ряд должен дополнять, конкретизировать и/или интерпретировать текст, работать на задачу, единую для всего информационного пакета.
Здесь и далее, когда мы говорим о планировании документальных снимков, следует заметить, что оно возможно только до определенной степени и не должно доходить до абсурда. Разумеется, фотографу, равно как и репортеру, необходима свобода действовать и принимать конкретные решения сообразно обстоятельствам.

Советуйтесь с дизайнером.
Каковы желательные пропорции фотографии? Будет ли она горизонтальной или вертикальной? Будет ли необходимость в крупном портретном снимке,или потребуется общий план? Есть ли пожелания по поводу технических характеристик фотографии (контрастность, источники освещения, зернистость, цветность, и т. п.)? Сколько снимков какого рода может потребоваться? Дизайнер видит полосу в целом и часто способен сказать заранее, что примерно ему нужно. Совместное предварительное обсуждение поможет дизайнеру построить более совершенный информационный пакет, а фотографу более рационально распределить свои усилия.
Если вы планируете один снимок, это не значит, что фотограф должен снять и представить одну фотографию. В любом случае должно быть достаточное количество иллюстраций, из которых можно выбрать наиболее удачную.

Если подготовка документальной фотографии невозможна или нецелесообразна.
Можно ли сделать документальный снимок — первое, о чем нужно думать информационной газете. Однако есть случаи, когда разумнее планировать иные виды иллюстрации (инфографику, постановочное фото, манипулированную фотографию и коллаж, рисунок):

• Заранее известно, что по разным причинам фотограф не будет иметь достаточного доступа к событию, или слишком велик риск, что снимок не удастся.
• Предметом публикации является абстрактная проблема.
• Предметом публикации является отношение к событию или проблеме.
• Если вы готовите информационное интервью, и главную ценность несет на себе информация, а не то, что она предоставлена определенным человеком.
• Если планируется материал к пресс-конференции.

В последних двух случаях очень важно понять, что мы иллюстрируем. Если мы иллюстрируем материал, в котором Иван Иванович Сидоров рассказывает, почему в этом году в городе будут проблемы с капустой, то предметом публикации является дефицит капусты, а не сам Иван Иваныч. Следовательно, и на главной иллюстрации должен быть не Иван Иванович, а нечто касающееся собственно проблемы. Тоже касается и пресс-конференций. Если основной интерес пресс-конференции — рассказ о проблемах или просто сообщение информации, то иллюстрировать нужно именно это, а не помещать одинаковые и скучные фотографии руководителей, заседающих в президиуме. В любом случае предмет публикации не должен расходиться с предметом иллюстрации.

Возможности иллюстрирования различных материалов
(расположены в порядке приоритетности)

Если предметом публикации является событие:
• Первое о чем нужно думать — документальное фото.
• Инфографика, восстанавливающая картину события (схемы крушения, картины преступления, графики, изображающие внезапное падение котировок, и т.п.).
• Фото участников событий.
• Графическая иллюстрация, которая может дать хотя бы эмоциональную интерпретацию происходящим событиям, ответить на вопрос: «а что это значит для меня как жителя этого города?»

Если предметом публикации является конкретная проблема:
• Если есть возможность запечатлеть конкретные последствия проблемы, то нужно делать документальное фото. При этом помните, что в кадре, по возможности, должны быть люди. Ибо последствия проблемы — это последствия для людей.
• Постановочное фото, коллаж или рисунок, эмоционально интерпретирующий материал.
• Инфографика (графики, таблицы, схемы, карты).

Если предметом публикации является абстрактная проблема («вечная тема»):
• Постановочное фото, коллаж, рисунок.
• Инфографика (статистическая информация, представленная в графическом виде).

Если предметом публикации является отношение к событию или проблеме (комментарии, мнения):
• Постановочное фото, коллаж, рисунок.
• Фото автора мнения.

Если предметом публикации является личность героя:
• Фото героя.
• Постановочное фото, коллаж, рисунок.

Если предметом публикации является отдельный факт:
• Инфографика (схемы, карты, графики, и т.п.).
• Постановочная фотография, коллаж, рисунок.

Если вы решили готовить постановочное фото, коллаж или рисунок, перед тем как приступать к поиску идеи, нужно ответить на следующие вопросы:
Каково наше послание читателю? Что это значит для читателя (в одном предложении)? Что мы ему хотим сообщить, сказать?
Какая мысль (ощущение) должно возникнуть у читателя?
Уместна ли ирония?
Какой категории читателей касается проблема непосредственно? Кто должен быть на иллюстрации?

Когда идея созрела:
Есть ли возможность сделать постановочное фото? Что для этого реально потребуется?
Если необходимо коллажирование, то какие элементы нужны? Кто их будет выполнять, как и к какому сроку?
Реально ли воплотить идею имеющимися силами и на имеющейся технике?
Сделайте набросок.
Кто должен быть на иллюстрациях?
Не увлекайтесь фотографиями начальников и звезд. Целевая аудитория должна видеть в газете себя и читать о себе, поэтому иллюстрации (не только фотографии, но и рисунки) должны изображать прежде всего ваших читателей.
По возможности в кадре всегда должны быть люди. Проанализируйте иллюстрации, которые появляются в вашей газете. Кто является их героями? Почти наверняка это мужчины среднего возраста. Следите за тем, чтобы в иллюстрациях были представлены все категории населения более или менее пропорционально тому, какое место они занимают в вашей целевой аудитории: женщины, старики, подростки, национальные меньшинства, и т.п.

Дмитрий Сурнин

Запись опубликована в рубрике Обмен опытом с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.